Зачем страховщикам камеры
Как рассказали Autonews.ru в «АльфаСтраховании», у компании есть доступ к 2800 камерам наружного видеонаблюдения на дорогах Казани. Этот пилотный проект при поддержке Центробанка и правительства Татарстана был запущен год назад. И, подводя первые итоги, в компании заявляют, что доступ к камерам позволил сократить сроки урегулирования даже сложных страховых событий до пяти дней, хотя раньше на это требовалось более двух недель.
Доступ к камерам в Казани реализован через региональный портал пространственных данных. Записи позволяют определить точное место аварии, изучить обстоятельства ДТП, а также оценить масштабы ущерба.
«Например, в центре города произошло ДТП с крупными повреждениями автомобилей. У обоих участников не было ОСАГО. Однако виновник до приезда сотрудников ГИБДД успел оформить полис. Мы смогли установить, что полис был оформлен после ДТП, а значит не покрывает убытки. Или, например, при проверке времени ДТП по камерам было установлено, что в заявленное время аварии не было», — объяснили в «АльфаСтраховании».
Доступ к камерам, по словам представителя компании, есть у очень ограниченного круга лиц, а полученную видеозапись по запросу суда можно использовать как полноценные дополнительные материалы. К слову, доступ к дорожным камерам Татарстана получили еще четыре страховые компании, но просматривать все потоковые камеры страховщикам не дали.
Почему закон не работает
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов объяснил, что организация собирается сделать так, чтобы система доступа страховых компаний к камерам на дорогах работала во всех субъектах России. По его словам, того количества камер, к которым сегодня допустили страховщиков, недостаточно.
«Есть системы потоковых камер, вот к ним нас почему-то не допускают. Мы сейчас работаем в ряде городов — есть достижения в Екатеринбурге. Завершается процесс в Санкт-Петербурге, там нам уже дали добро, сейчас обговариваем технический аспект. Мы надеемся, что в соответствии с законом об организации страхового дела, по которому все страховщики имеют право получать информацию по убыткам в том числе с видеокамер, мы будем все-таки получать эту информацию. Мы уже обратились ко всем губернаторам, но пока активных откликов нет», — говорит Ефремов.
Эксперт объясняет, что записи с дорожных видеокамер не являются персональными данными. Однако во многих регионах РСА получает отказ именно с такой формулировкой. «Сегодня веб-камеры работают во всех областных центрах. Например, вы можете посмотреть, как катаются на лыжах люди на Красной поляне. В этом же нет никаких персональных данных. А нам нужно еще меньше — мы делаем запрос о том, что такого числа в такое время на таком перекрестке было ДТП. Тут нет никакой секретной информации и персональных данных. А нам это нужно в обязательном порядке, нам нужно урегулировать убытки», — уточнил Ефремов.
Если государство привлечет страховщиков к тому, чтобы урегулировать убытки, исходя из того, что автомобили будут убирать с дороги с опасным интенсивным движением, то без видео с камер не обойтись.
«Без камер мы не сможем урегулировать эти вещи. Могут возникнуть проблемы, вырастет число мошенничеств. Страховые будут платить больше, а значит потребуют повышения тарифа. Никому это сегодня не нужно. Поэтому не надо нам тормозить процесс», — считает эксперт.
Сегодня камеры есть в каждом регионе. Несмотря на то, что за информацию по камерам отвечают информационные департаменты регионов, запрет доступа приходит не от администрации, а от МВД или МЧС, к которым в некоторых регионах обращаются чиновники за разрешением.
«Нам говорят что-то про персональные данные, говорят, что МВД против, хотя мы не понимаем, почему они против того, чтобы мы получили подтверждение, что ДТП было. И в Краснодаре губернатор нам отвечает, что МВД и МЧС против. Но при чем тут вообще МЧС? Мы везде пишем и обращаемся. Но пока наибольшая эффективность получается при работе с администрацией региона», — объясняет заместитель исполнительного директора РСА.
В чем плюсы просмотра камер при ДТП
Позитивно к доступу страховых компаний к камерам настроены и в Центробанке. Регулятор поддерживает все пилотные проекты такого типа, включая систему «Безопасный город» в Татарстане.
«Проект по доступу страховщиков к системе в Татарстане был реализован при активной поддержке со стороны региональных властей. Он показал, что использование систем видеонаблюдения позволяет повысить качество страховых услуг за счет сокращения сроков получения выплат, а также является инструментом для оперативного выявления мошенничества, а в ряде случаев позволяет избежать необходимости представлять автомобиль на экспертизу. Это особенно актуально в текущей эпидемиологической обстановке. Распространение опыта республики Татарстан будет способствовать улучшению качества страховых услуг, в том числе по ОСАГО», — ответили корреспонденту Autonews.ru в пресс-службе Банка России.
Об использовании в рассмотрении страховых случаев видео с камер Autonews.ru рассказали и в компании ВСК. Компания работает с камерами в Санкт-Петербурге, Омской, Амурской, Ярославской, Московской, Ульяновской области, Республике Татарстан и в Алтайском крае.
«В целом считаем эту практику полезной, но результативность ее использования во многом зависит от сроков хранения информации, качества видеоматериалов, мест расположения камер. Существующие технические возможности на данный момент не всегда позволяют эффективно использовать такие записи», — пожаловались в ВСК.
В компании «Росгосстрах» также подтвердили, что в отдельных регионах сотрудники подразделений безопасности уже используют камеры для проверки страховых случаев с признаками мошенничества, однако не указали конкретных регионов.
База нарушителей ПДД
Несмотря на запреты от МВД к доступу к камерам в регионах, страховщики смогли договориться с ведомством о предоставлении данных о злостных нарушителях. Это предусмотрено поправками в закон об ОСАГО, которые вступили в силу еще в августе 2020 года. Пока система все еще в работе, но в ближайшее время ее обещают запустить. Однако работать она будет немного иначе, чем представлялось ранее.
«Будет определенная форма запроса и определенная форма ответа. Мячик сейчас на стороне МВД, потому что они выдают информацию, попадает человек под повышенный коэффициент из-за нарушений или нет. Есть у них свой алгоритм. Они это сейчас автоматизируют. Страховщикам не будут указывать конкретных нарушений, не будут указывать, сколько их. Исходя из той идеологии, которая заложена в законе, страховая компания будет получать от МВД четкий ответ — «да» или «нет». И на этом основании принимать решение о коэффициенте», — объяснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
В компании ВСК подтвердили, что к базе данных по нарушениям доступ у страховых отсутствует. И напомнили, что помимо технических аспектов доступа, необходимо также внесение изменений в Постановление Правительства, которое регламентирует порядок информационного взаимодействия РСА с ГИБДД.
В компании «РЕСО-Гарантия» считают, что страховщики и так сейчас могут по водительскому удостоверению проверить штрафы, полученные водителем.
«Такой сервис есть на официальном сайте ГИБДД, он и раньше был доступен. Мы получили право использовать эту информацию при оценке водителя и применять за нарушения ПДД повышающие коэффициенты», — уточнил заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/5fb4da229a7947f242afa284